Зачем ребенку нужен нейропсихолог? | MedAboutMe

До недавнего времени к нейропсихологам обращались лишь в тех случаях, когда у ребенка подозревалось серьезное заболевание, например, опухоль или ДЦП. Сегодня нейропсихологическая диагностика рекомендуется даже абсолютно здоровым детям. Дело в том, что специалист по нейропсихологии, исследуя детскую психику, может выявить скрытые проблемы, которые мешают ребенку в учебе, общении или адаптации к новой обстановке.
Нейропсихологическая диагностика обычно проводится в следующих случаях:
- Трудности с обучением (чтением, письмом, счетом)
- Гиперактивность или, наоборот, сниженная активность
- Плохая память или невнимательность
- Задержки в развитии и речевые нарушения
- Повышенная тревожность, страхи
- Агрессивность, импульсивность
- Проблемы с самоорганизацией
- Нарушения в сенсорной сфере (например, гипечувствительность к свету или звукам)
- Тики и навязчивые движения
- Эмоциональные нарушения
Зачем ребенку нужен нейропсихолог?
Нейропсихолог может помочь в случаях, когда у ребенка есть трудности с обучением, развитием, поведенческие проблемы или такие диагнозы, как СДВГ, аутизм, задержка развития, эпилепсия или другие неврологические расстройства.
Оценка и диагностика нейропсихологических функций
Клинический нейропсихолог использует широкий спектр методов для оценки нейропсихологических функций:
Беседа и опрос помогают собрать информацию о развитии, успеваемости в детском саду или школе, поведении ребенка, а также о его интересах.
Наблюдение за ребенком в условиях кабинета или игровой комнаты позволяет оценить его спонтанные действия и реакцию на различные стимулы.
Тестирование проводится с использованием стандартизированных нейропсихологических тестов, которые оценивают различные когнитивные домены, такие как внимание, память, исполнительные функции, язык и пространственно-временные навыки.
Домашние задания – это набор заданий, которые ребенок выполняет дома и которые могут предоставить дополнительную информацию о его когнитивных и поведенческих функциях.
В процессе оценки нейропсихолог обращает внимание на:
Успеваемость ребенка по тестам относительно его возраста и сверстников.
Профильные особенности когнитивного развития, такие как сильные и слабые стороны.
Динамику развития ребенка, чтобы увидеть, какие области улучшаются, а какие могут нуждаться в дополнительной поддержке.
Выявление и коррекция когнитивных нарушений
Записаться к нейропсихологу следует при наличии следующих симптомов у ребенка:
- трудности с концентрацией внимания;
- проблемы с памятью;
- нарушения речи и письма;
- трудности в освоении математических операций;
- неловкость и плохая координация;
- импульсивность и эмоциональная неустойчивость.
Нейропсихолог проведет комплексную диагностику, включающую тесты, наблюдения и беседы, чтобы выявить когнитивные нарушения и определить их причины. На основе диагноза будет разработана индивидуальная программа коррекции, направленная на улучшение когнитивных функций, таких как: внимание, память, мышление, речь, моторные навыки и эмоциональная регуляция.
Коррекционная работа может включать в себя:
- упражнения на развитие внимания;
- игры для улучшения памяти;
- задания на развитие речи и письма;
- занятия на развитие математических способностей;
- упражнения для улучшения координации и ловкости;
- тренинги для развития эмоциональной регуляции.
Регулярные занятия с нейропсихологом помогут ребенку преодолеть когнитивные трудности, повысить успеваемость в школе и улучшить качество жизни.
Помощь в адаптации к школе и социальному окружению
Нейропсихологи оказывают помощь в адаптации к школе, формировании учебных навыков, улучшении взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
На консультациях нейропсихолог:
- Выясняет причины трудностей в обучении и поведении
- Разрабатывает индивидуальные программы нейрокоррекции для развития необходимых навыков
- Проводит занятия, где использует игры, упражнения и техники, стимулирующие работу определенных мозговых структур. Например, для развития внимания могут использоваться упражнения на переключение с одного вида деятельности на другой, поиск отличий на картинках, задания на запоминание.
Улучшение концентрации и внимания
Регулярные физические упражнения улучшают кровообращение мозга, что повышает концентрацию.
Развитие речи и коммуникативных навыков
Ребенку нужен нейропсихолог, чтобы развивать речь и коммуникативные навыки, если он:
Не говорит в 18-24 месяца;
Не использует жесты, чтобы общаться;
Не понимает простые слова;
Не может произносить предложения из трех слов;
Не может пересказывать истории;
Не может правильно использовать грамматику;
Не может вести беседу.
Повышение учебной мотивации
Повышайте самооценку ребенка. Позитивное восприятие себя формирует уверенность в возможностях.
Наблюдайте за интересами ребенка и поощряйте их вне учебного процесса. Это поможет перенести увлечение на учебные предметы.
Ставьте перед ребенком достижимые цели и празднуйте успехи, создавая ощущения компетентности и радости.
Поощряйте кооперацию и взаимодействие с другими детьми, это снижает тревожность и повышает интерес к обучению.
Создайте дома творческую и спокойную атмосферу. Недостатки найдутся всегда, важно сконцентрироваться на сильных сторонах ребенка.
Ограничьте отвлекающие факторы во время занятий.
Давайте ребенку образцы желаемого поведения, изучая сами или рассказывая о своем интересе к знаниям.
Соревнуйтесь с ребенком, но так, чтобы он чувствовал себя равным, а не побежденным.
Учите ребенка ставить перед собой краткосрочные цели в рамках более масштабных.
Составляйте план занятий и придерживайтесь графика, это помогает создать структуру и избежать прокрастинации.
Таблица. Советы по повышению учебной мотивации:
Действие | Эффект |
Повышение самооценки | Уверенность в себе, готовность к обучению |
Поддержка интересов | Перевод увлечений на академические занятия |
Постановка достижимых целей | Чувство компетентности, снижение тревожности |
Кооперация и взаимодействие | Повышение интереса, снижение тревожности |
Творческая атмосфера | Снижение стресса, повышение мотивации |
Ограничение отвлекающих факторов | Повышение концентрации, улучшение результатов |
Подача положительного примера | Энтузиазм и любознательность ребенка |
Равное соперничество | Здоровый дух соревнования, чувство достижения |
Краткосрочные цели | Снижение прокрастинации, повышение мотивации |
График занятий | Структурированность, повышение самодисциплины |
Вопрос-ответ:
Почему нейропсихолог может быть полезен ребенку?
Нейропсихолог может помочь выявить и скорректировать нарушения в развитии нервной системы, влияющие на когнитивные, эмоциональные и поведенческие функции ребенка, такие как внимание, память, мышление и самоконтроль.
Какие признаки указывают на необходимость обращения к нейропсихологу?
Признаками, указывающими на необходимость обращения к нейропсихологу, могут быть трудности в обучении, проблемы с вниманием, гиперактивность, импульсивность, сложности в общении и взаимодействии с другими, нарушения речи и письма, а также эмоциональная неустойчивость и повышенная тревожность.
Когда лучше обратиться к нейропсихологу?
Идеальное время для обращения к нейропсихологу – с 3 до 7 лет, когда мозг наиболее пластичен и податлив к коррекции. Однако обратиться можно и в более позднем возрасте, если у ребенка отмечаются трудности в какой-либо сфере развития.
Как проходят занятия с нейропсихологом?
Занятия с нейропсихологом обычно включают игры, упражнения и беседы, направленные на тренировку и развитие высших психических функций, таких как память, внимание, мышление, речь и саморегуляция. Занятия проводятся в игровой форме, что делает их интересными и увлекательными для детей.