Зачем ребенку нужен нейропсихолог? | MedAboutMe

Зачем ребенку нужен нейропсихолог? | MedAboutMe
На чтение
17 мин.
Просмотров
46
Дата обновления
10.03.2025
#COURSE##INNER#

До недавнего времени к нейропсихологам обращались лишь в тех случаях, когда у ребенка подозревалось серьезное заболевание, например, опухоль или ДЦП. Сегодня нейропсихологическая диагностика рекомендуется даже абсолютно здоровым детям. Дело в том, что специалист по нейропсихологии, исследуя детскую психику, может выявить скрытые проблемы, которые мешают ребенку в учебе, общении или адаптации к новой обстановке.

Нейропсихологическая диагностика обычно проводится в следующих случаях:

  • Трудности с обучением (чтением, письмом, счетом)
  • Гиперактивность или, наоборот, сниженная активность
  • Плохая память или невнимательность
  • Задержки в развитии и речевые нарушения
  • Повышенная тревожность, страхи
  • Агрессивность, импульсивность
  • Проблемы с самоорганизацией
  • Нарушения в сенсорной сфере (например, гипечувствительность к свету или звукам)
  • Тики и навязчивые движения
  • Эмоциональные нарушения

Зачем ребенку нужен нейропсихолог?

Нейропсихолог может помочь в случаях, когда у ребенка есть трудности с обучением, развитием, поведенческие проблемы или такие диагнозы, как СДВГ, аутизм, задержка развития, эпилепсия или другие неврологические расстройства.

Оценка и диагностика нейропсихологических функций

Клинический нейропсихолог использует широкий спектр методов для оценки нейропсихологических функций:

Беседа и опрос помогают собрать информацию о развитии, успеваемости в детском саду или школе, поведении ребенка, а также о его интересах.

Наблюдение за ребенком в условиях кабинета или игровой комнаты позволяет оценить его спонтанные действия и реакцию на различные стимулы.

Тестирование проводится с использованием стандартизированных нейропсихологических тестов, которые оценивают различные когнитивные домены, такие как внимание, память, исполнительные функции, язык и пространственно-временные навыки.

Домашние задания – это набор заданий, которые ребенок выполняет дома и которые могут предоставить дополнительную информацию о его когнитивных и поведенческих функциях.

В процессе оценки нейропсихолог обращает внимание на:

Успеваемость ребенка по тестам относительно его возраста и сверстников.

Профильные особенности когнитивного развития, такие как сильные и слабые стороны.

Динамику развития ребенка, чтобы увидеть, какие области улучшаются, а какие могут нуждаться в дополнительной поддержке.

Выявление и коррекция когнитивных нарушений

Записаться к нейропсихологу следует при наличии следующих симптомов у ребенка:

- трудности с концентрацией внимания;

- проблемы с памятью;

- нарушения речи и письма;

- трудности в освоении математических операций;

- неловкость и плохая координация;

- импульсивность и эмоциональная неустойчивость.

Нейропсихолог проведет комплексную диагностику, включающую тесты, наблюдения и беседы, чтобы выявить когнитивные нарушения и определить их причины. На основе диагноза будет разработана индивидуальная программа коррекции, направленная на улучшение когнитивных функций, таких как: внимание, память, мышление, речь, моторные навыки и эмоциональная регуляция.

Коррекционная работа может включать в себя:


- упражнения на развитие внимания;

- игры для улучшения памяти;

- задания на развитие речи и письма;

- занятия на развитие математических способностей;

- упражнения для улучшения координации и ловкости;

- тренинги для развития эмоциональной регуляции.

Регулярные занятия с нейропсихологом помогут ребенку преодолеть когнитивные трудности, повысить успеваемость в школе и улучшить качество жизни.

Помощь в адаптации к школе и социальному окружению

Нейропсихологи оказывают помощь в адаптации к школе, формировании учебных навыков, улучшении взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

На консультациях нейропсихолог:

  • Выясняет причины трудностей в обучении и поведении
  • Разрабатывает индивидуальные программы нейрокоррекции для развития необходимых навыков
  • Проводит занятия, где использует игры, упражнения и техники, стимулирующие работу определенных мозговых структур. Например, для развития внимания могут использоваться упражнения на переключение с одного вида деятельности на другой, поиск отличий на картинках, задания на запоминание.

Улучшение концентрации и внимания

Регулярные физические упражнения улучшают кровообращение мозга, что повышает концентрацию.

Развитие речи и коммуникативных навыков

Ребенку нужен нейропсихолог, чтобы развивать речь и коммуникативные навыки, если он:

Не говорит в 18-24 месяца;

Не использует жесты, чтобы общаться;

Не понимает простые слова;

Не может произносить предложения из трех слов;

Не может пересказывать истории;

Не может правильно использовать грамматику;

Не может вести беседу.

Повышение учебной мотивации

Повышайте самооценку ребенка. Позитивное восприятие себя формирует уверенность в возможностях.

Наблюдайте за интересами ребенка и поощряйте их вне учебного процесса. Это поможет перенести увлечение на учебные предметы.

Ставьте перед ребенком достижимые цели и празднуйте успехи, создавая ощущения компетентности и радости.

Поощряйте кооперацию и взаимодействие с другими детьми, это снижает тревожность и повышает интерес к обучению.

Создайте дома творческую и спокойную атмосферу. Недостатки найдутся всегда, важно сконцентрироваться на сильных сторонах ребенка.

Ограничьте отвлекающие факторы во время занятий.

Давайте ребенку образцы желаемого поведения, изучая сами или рассказывая о своем интересе к знаниям.

Соревнуйтесь с ребенком, но так, чтобы он чувствовал себя равным, а не побежденным.

Учите ребенка ставить перед собой краткосрочные цели в рамках более масштабных.

Составляйте план занятий и придерживайтесь графика, это помогает создать структуру и избежать прокрастинации.

Таблица. Советы по повышению учебной мотивации:

Действие Эффект
Повышение самооценки Уверенность в себе, готовность к обучению
Поддержка интересов Перевод увлечений на академические занятия
Постановка достижимых целей Чувство компетентности, снижение тревожности
Кооперация и взаимодействие Повышение интереса, снижение тревожности
Творческая атмосфера Снижение стресса, повышение мотивации
Ограничение отвлекающих факторов Повышение концентрации, улучшение результатов
Подача положительного примера Энтузиазм и любознательность ребенка
Равное соперничество Здоровый дух соревнования, чувство достижения
Краткосрочные цели Снижение прокрастинации, повышение мотивации
График занятий Структурированность, повышение самодисциплины

Вопрос-ответ:

Почему нейропсихолог может быть полезен ребенку?

Нейропсихолог может помочь выявить и скорректировать нарушения в развитии нервной системы, влияющие на когнитивные, эмоциональные и поведенческие функции ребенка, такие как внимание, память, мышление и самоконтроль.

Какие признаки указывают на необходимость обращения к нейропсихологу?

Признаками, указывающими на необходимость обращения к нейропсихологу, могут быть трудности в обучении, проблемы с вниманием, гиперактивность, импульсивность, сложности в общении и взаимодействии с другими, нарушения речи и письма, а также эмоциональная неустойчивость и повышенная тревожность.

Когда лучше обратиться к нейропсихологу?

Идеальное время для обращения к нейропсихологу – с 3 до 7 лет, когда мозг наиболее пластичен и податлив к коррекции. Однако обратиться можно и в более позднем возрасте, если у ребенка отмечаются трудности в какой-либо сфере развития.

Как проходят занятия с нейропсихологом?

Занятия с нейропсихологом обычно включают игры, упражнения и беседы, направленные на тренировку и развитие высших психических функций, таких как память, внимание, мышление, речь и саморегуляция. Занятия проводятся в игровой форме, что делает их интересными и увлекательными для детей.

0 Комментариев
Комментариев на модерации: 0
Оставьте комментарий